
год: 1995
страна: США, Канада
слоган: «The hottest data on earth. In the coolest head in town.»
режиссер:
Роберт Лонго
сценарий:
Уильям Гибсон
продюсер: Стаффан Аренберг, Дон Кармоди, Жан Десорно
оператор: Франсуа Прота
композитор: Майкл Дэнна, Брэд Фидел
художник: Нило Родис-Джамеро, Ольга Дмитров, Дэннис Девенпорт
монтаж: Рональд Сандерс
бюджет: $26 000 000
премьера (мир): 15 апреля 1995
время 98 мин
В насквозь кибернетизированном будущем самый ценный товар — информация, доставляемая курьерами в самом надежном месте — в их собственном мозгу. Для того, чтобы преуспеть в этом бизнесе, Джонни «стер» воспоминания детства и расширил память сверхсовременных компьютерных приспособлений.
Но и этого оказалось мало для информации, которую он взялся доставить. Если ее вовремя не сгрузить, то Джонни погибнет. Ставки велики, и информацию из головы (можно и с головой, но без Джонни) желает получить вездесущая японская мафия, подключающая к столь тонкому делу проповедника…
Рецензия:
Режиссёр Роберт Лонго не в первый раз заинтересовался проблемой функционирования человеческого мозга — ещё в 1988 году он снял экспериментальную короткометражку «Арена умов» (или «Мозг на арене»). В фантастической картине «Джонни-мнемоник» действие происходит, естественно, в будущем — в 2021 году, когда уровень компьютеризации достиг такой высоты, что даже связные-мнемоники перевозят тайную информацию не на примитивных дискетах, которые можно запросто украсть, а в собственном мозгу, куда не вторгнешься, не зная соответствующего кода. Но занимательный восточный пролог (кстати, в японском прокате, где лента вышла даже раньше, чем в США, были специально добавлены несколько сцен с участием китайцев и японцев) сменяется более привычным по целому ряду постапокалиптических боевиков действием в американском городе Ньюарк.
Развитие ещё двух сюжетных мотивов — короткие и малопонятные видения из детства героя, от которого он отказался ради увеличения объёма своей незаполненной памяти, а также то, что заложенная в мозг Джонни программа является гуманной по своему назначению (содержит сведения о новом препарате от неизлечимого Синдрома нервного истощения, охватившего общество начала XXI века) — представляется вовсе банальным. Получается что-то ветхозаветное («Чти своего отца и мать») или же античное («Помни о смерти»): выражено на компьютерно-виртуальном языке, но от этого не стало ни оригинальным, ни тем более — глубоким по мысли. Как заметили бы любящие сопоставления американские критики, «Блейд-раннер» тут пытается встретиться с «Полным возвратом памяти». И в США фильм «Джонни-мнемоник» успехом не пользовался, гораздо лучше пройдя в прокате других стран мира.