Почему киберпанк не имеет массовой популярности? 6 вещей, которые отталкивают «непосвященных» от этого жанра
Несмотря на всеобщую компьютеризацию, литературный жанр «киберпанк» и его идеи не относятс...

Читать

Главные герои киберпанка. Искусственный интеллект (ИИ)
В этой статье мы поговорим об одном из главных героев Уильяма Гибсона (мэтра стиля киберпа...

Читать

Что будет после киберпанка (Часть 2)
Каким будет мир после киберпанка? Утильпанк, биопанк, нанопанк...

Читать
Главная » Публикации » Статьи » О киберпанке

Главные герои киберпанка. Искусственный интеллект (ИИ)

Искусственный интеллект (ИИ)
- Мотивация действий, - сказал  конструкт. - С этими ИР самое сложное - понять их мотивы. Это не люди, понимаешь?
 - Ну, это-то понятно.
 - Нет. Я имею в виду, что они совсем не люди. Что и зачем они делают -
понятно только им. Вот я тоже не человек, но реагирую как человек. Уловил разницу?

 

Уильям Гибсон, «Нейромант».


В этой статье мы поговорим об одном из главных героев Уильяма Гибсона (мэтра стиля киберпанк) – искусственном интеллекте (ИИ). Именно он – вершина технологического развития человечества в будущем, многократно обыгранный в голливудских фильмах и описанный в научной фантастике.

Вопрос – «Какую роль играет ИИ в истории человечества?» или «Найдется ли место для человека в мире искусственного интеллекта?» – слишком обширный для одной статьи. Поэтому для начала попытаемся поговорить на эту тему на примере героев Гибсона.

 

ИИ становится похожим на человека

В трилогии Уильяма Гибсона «Киберпространство» ИИ явно копирует человеческие черты, привычки, стремления.

В первом романе «Нейромант» два искусственных интеллекта пытаются выйти из-под контроля человека. Технически они могут это осуществить, слившись в один разум.

На протяжении всей книги ИИ ведут себя, совсем как люди. Искусственный интеллект по имени «Уинтермьют» постоянно примеряет образы знакомых Кейса, главного героя. Другой ИИ, «Нейромант», в конце романа вообще принимает облик мальчишки. Несмотря на свои технические возможности и серьезные мыслительные способности, они все равно стараются стать похожими на людей.

Нейромант - Уильям Гибсон

Во второй части трилогии («Граф Ноль») тема искусственного интеллекта развивается. После слияния двух ИИ появляются новые программы – «шкатулочник» и «беглые» программы. Последние успешно представляются духами вуду. Их поведение очень похоже на поведение человека (например, в вопросах заключения выгодных сделок, выражения эмоций и т.д). «Шкатулочник» же умело мастерит предметы искусства, которые производят глубокое впечатление на людей.

Третий роман цикла, «Мона Лиза Овердрайв», знакомит нас с ИИ «Континьюити». Он – домашний компьютер звезды симстима (симулированная стимуляция) по имени «Энджи». Еще в романе есть «мини-ИскИн» «Колин», он же – персональный компьютер Кумико Янаки. На самом деле «Колин» оказывается настоящим, замаскированным ИИ. Оба искусственных интеллекта ведут себя очень по-человечески. Собственно их такими и создали. Поэтому время от времени они проявляют характер и принимают совсем неожиданные решения.

В «Трилогии моста» можно встретить только один ИИ – «Идору». Здесь искусственный интеллект не просто является программой, а приобретает человеческий облик в виде голограммы.  «Идору» быстро учится, завязывает отношения с поп-кумиром, очаровывает всех окружающих.

 

Люди расширяют свои возможности

Люди тоже стараются примерить на себя возможности ИИ. Они копируют собственные личности, создают виртуальное окружение или даже копии реального мира.

Пояснение

В данном случае, есть разница между киберпространством и виртуальным миром. Первое – это просто «информационная изнанка» нашего мира или его «нервная система». А виртуальный мир – полная или частичная копия реальности.

В первом романе трилогии, «Нейромант», мы впервые встречаем «конструкт». Это цифровая копия реального человека – легендарного кибер-жокея Дикси Флэтлайна (Маккой Поли). Еще раз «конструктов» мы встретим в последнем романе. Это будут копии личностей предыдущих управляющих корпорации мистера Янаки.

Во второй части («Граф Ноль»), отрицательный герой, богач Вирек, живет в виртуальном мире. Наемник Тернер на период восстановления тоже пребывает в виртуальности. То есть, в этом романе подобная технология – уже абсолютно привычная вещь.

Заключительная часть трилогии, «Мона Лиза Овердрайв» – переход на новый уровень виртуальности. Нам демонстрируют возможности «алефа» – искусственной вселенной или копии нашего мира. И именно здесь обитают «конструкты» (например, «3-Джейн).

При этом «Граф Ноль» и Энджи не просто создают копии своих личностей в «алефе». Они «уходят туда», переселяются из существующего мира в одно из его «отражений».

Похожая ситуация произошла и с Финном. «Конструкт» его личности, который мы встречаем в последней части трилогии, нечто большее, чем просто копия (мне кажется, это и есть он сам, хотя могу и ошибаться). А вот леди «3-Джейн», видимо, просто копирует свою личность, умершую вполне реально.

 

Тупиковая ветвь эволюции

ИИ и люди неразрывно связаны друг с другом. Их взаимодействие и сосуществование – результат развития человеческой цивилизации. А вот неприятие истории и попытка кардинально изменить сложившийся ход вещей приводит к разрушительным последствиям. Это можно проследить по тому, как рушатся амбициозные планы отрицательных героев трилогии.

Нейромант - Тессье-Эшпул

Например, Тессье-Эшпулы. «Семья с высокой орбиты» попыталась создать из своего клана нечто совершенно новое. Вроде бы обычное желание элиты – обеспечить себе «стабильное финансовое положение». Но почему-то все или погибают, или сходят с ума. А основа их могущества, два ИИ, выходят из-под контроля и разрушают все их замыслы. В итоге семью Тессье-Эшпулы трудно назвать частью человечества (хотя по отдельности они – вполне обычные люди).

Богач Вирек вынашивал планы по переносу своего сознания в киберпространство (с превращением себя в «бога матрицы»). Случись такое, он уже вряд ли мог считаться человеком. Но программы, населяющие киберпространство, воспрепятствовали его замыслам.

В обоих случаях происходит  устранение причины, которая вызывает нарушение баланса.

 

Стоит ли бояться ИИ?

В конце романа и всей трилогии в «алефе» собирается целая компания: Финн, Бобби («Граф Ноль»), Анджела Митчелл («Энджи»), ИИ «Колин». Вот вам и финал всей истории с ИИ – люди и программы живут рядом в виртуальном мире.

Идору - Уильям Гибсон

А в «Трилогии моста» ИИ «Идору» общается с людьми уже в реальности.

Отдельно вспомним об Анджеле Митчелл, дочери изобретателя биософта и будущей звезде симстима под псевдонимом «Энджи». Она обладает феноменальными способностями благодаря внедренному в мозг киберустройству. Анджела  может подключаться к сети безо всякого оборудования и общаться с обитающими в киберпространстве программами «лоа».

Ресурс: Cyberpunk World
Автор: Григорий Шарапа

Категория: О киберпанке | 2020-02-21
     2297 | Теги: Мона Лиза Овердрайв, Нейромант, ии, Идору, киберпанк, Уильям Гибсон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]