Главные герои киберпанка. Искусственный интеллект (ИИ)
Уильям Гибсон, «Нейромант».
Вопрос – «Какую роль играет ИИ в истории человечества?» или «Найдется ли место для человека в мире искусственного интеллекта?» – слишком обширный для одной статьи. Поэтому для начала попытаемся поговорить на эту тему на примере героев Гибсона.
ИИ становится похожим на человека В трилогии Уильяма Гибсона «Киберпространство» ИИ явно копирует человеческие черты, привычки, стремления. В первом романе «Нейромант» два искусственных интеллекта пытаются выйти из-под контроля человека. Технически они могут это осуществить, слившись в один разум. На протяжении всей книги ИИ ведут себя, совсем как люди. Искусственный интеллект по имени «Уинтермьют» постоянно примеряет образы знакомых Кейса, главного героя. Другой ИИ, «Нейромант», в конце романа вообще принимает облик мальчишки. Несмотря на свои технические возможности и серьезные мыслительные способности, они все равно стараются стать похожими на людей. Во второй части трилогии («Граф Ноль») тема искусственного интеллекта развивается. После слияния двух ИИ появляются новые программы – «шкатулочник» и «беглые» программы. Последние успешно представляются духами вуду. Их поведение очень похоже на поведение человека (например, в вопросах заключения выгодных сделок, выражения эмоций и т.д). «Шкатулочник» же умело мастерит предметы искусства, которые производят глубокое впечатление на людей. Третий роман цикла, «Мона Лиза Овердрайв», знакомит нас с ИИ «Континьюити». Он – домашний компьютер звезды симстима (симулированная стимуляция) по имени «Энджи». Еще в романе есть «мини-ИскИн» «Колин», он же – персональный компьютер Кумико Янаки. На самом деле «Колин» оказывается настоящим, замаскированным ИИ. Оба искусственных интеллекта ведут себя очень по-человечески. Собственно их такими и создали. Поэтому время от времени они проявляют характер и принимают совсем неожиданные решения. В «Трилогии моста» можно встретить только один ИИ – «Идору». Здесь искусственный интеллект не просто является программой, а приобретает человеческий облик в виде голограммы. «Идору» быстро учится, завязывает отношения с поп-кумиром, очаровывает всех окружающих.
Люди расширяют свои возможности Люди тоже стараются примерить на себя возможности ИИ. Они копируют собственные личности, создают виртуальное окружение или даже копии реального мира. Пояснение В данном случае, есть разница между киберпространством и виртуальным миром. Первое – это просто «информационная изнанка» нашего мира или его «нервная система». А виртуальный мир – полная или частичная копия реальности. В первом романе трилогии, «Нейромант», мы впервые встречаем «конструкт». Это цифровая копия реального человека – легендарного кибер-жокея Дикси Флэтлайна (Маккой Поли). Еще раз «конструктов» мы встретим в последнем романе. Это будут копии личностей предыдущих управляющих корпорации мистера Янаки. Во второй части («Граф Ноль»), отрицательный герой, богач Вирек, живет в виртуальном мире. Наемник Тернер на период восстановления тоже пребывает в виртуальности. То есть, в этом романе подобная технология – уже абсолютно привычная вещь. Заключительная часть трилогии, «Мона Лиза Овердрайв» – переход на новый уровень виртуальности. Нам демонстрируют возможности «алефа» – искусственной вселенной или копии нашего мира. И именно здесь обитают «конструкты» (например, «3-Джейн). При этом «Граф Ноль» и Энджи не просто создают копии своих личностей в «алефе». Они «уходят туда», переселяются из существующего мира в одно из его «отражений». Похожая ситуация произошла и с Финном. «Конструкт» его личности, который мы встречаем в последней части трилогии, нечто большее, чем просто копия (мне кажется, это и есть он сам, хотя могу и ошибаться). А вот леди «3-Джейн», видимо, просто копирует свою личность, умершую вполне реально.
Тупиковая ветвь эволюции ИИ и люди неразрывно связаны друг с другом. Их взаимодействие и сосуществование – результат развития человеческой цивилизации. А вот неприятие истории и попытка кардинально изменить сложившийся ход вещей приводит к разрушительным последствиям. Это можно проследить по тому, как рушатся амбициозные планы отрицательных героев трилогии. Например, Тессье-Эшпулы. «Семья с высокой орбиты» попыталась создать из своего клана нечто совершенно новое. Вроде бы обычное желание элиты – обеспечить себе «стабильное финансовое положение». Но почему-то все или погибают, или сходят с ума. А основа их могущества, два ИИ, выходят из-под контроля и разрушают все их замыслы. В итоге семью Тессье-Эшпулы трудно назвать частью человечества (хотя по отдельности они – вполне обычные люди). Богач Вирек вынашивал планы по переносу своего сознания в киберпространство (с превращением себя в «бога матрицы»). Случись такое, он уже вряд ли мог считаться человеком. Но программы, населяющие киберпространство, воспрепятствовали его замыслам. В обоих случаях происходит устранение причины, которая вызывает нарушение баланса.
Стоит ли бояться ИИ? В конце романа и всей трилогии в «алефе» собирается целая компания: Финн, Бобби («Граф Ноль»), Анджела Митчелл («Энджи»), ИИ «Колин». Вот вам и финал всей истории с ИИ – люди и программы живут рядом в виртуальном мире. А в «Трилогии моста» ИИ «Идору» общается с людьми уже в реальности. Отдельно вспомним об Анджеле Митчелл, дочери изобретателя биософта и будущей звезде симстима под псевдонимом «Энджи». Она обладает феноменальными способностями благодаря внедренному в мозг киберустройству. Анджела может подключаться к сети безо всякого оборудования и общаться с обитающими в киберпространстве программами «лоа». | |
2297
| Теги: |