Почему киберпанк не имеет массовой популярности? 6 вещей, которые отталкивают «непосвященных» от этого жанра
Несмотря на всеобщую компьютеризацию, литературный жанр «киберпанк» и его идеи не относятс...

Читать

Главные герои киберпанка. Искусственный интеллект (ИИ)
В этой статье мы поговорим об одном из главных героев Уильяма Гибсона (мэтра стиля киберпа...

Читать

Что будет после киберпанка (Часть 2)
Каким будет мир после киберпанка? Утильпанк, биопанк, нанопанк...

Читать
Главная » Публикации » Статьи » О киберпанке

80-е: ПОД ЗНАКОМ КИБЕРПАНКА

Немногие из присутствовавших на банкете поняли, что родился новый термин, но на возглас: "Да это же киберпанк! " обернулась половина зала. "Ну, конечно, киберпанк", повторил Гарднер Дозуа, писатель, редактор, составитель антологий, крупная фигура в литературе - в прямом и переносном смысле. Теперь уже трудно сказать, ведь прошло лет десять, какой рассказ имел в виду Дозуа - "Горящий хром" Уильяма Гибсона или что-то иное, но ярлык прилип намертво. "Новая фантастика новой волны", "Новое движение" - все это аккумулировалось в точном и образном слове: "киберпанк".

Киперпанк появился как литература поколения, воспитанного на компьютерах и философии Тоффлера.

Компьютер изменил не только образ жизни американцев, введя в их быт кредитные карточки, видеоигры, новые средства коммуникации... Самое главное, утверждал Тоффлер, компьютер изменил человека, дав ему еще одну власть - знание о знании. То, что происходит в генетике, альтернативной энергетике, океанологии, экологической инженерии, формирует новую среду и новую культуру. В итоге стал реальностью "электронный коттедж" - идея, которую на заре 80-х считали абсурдной. "Электронный коттедж" работа на дому, "надомники" - рабочие умственного труда, использующие домашние компьютеры, видео- и телекоммуникационные возможности. (*) Наша психика сформировалась под влиянием биосферы, а не под влиянием искусственных сред и средств. И та лавина информации, которая обрушивается на наше сознание, выливается во внутреннее ожесточение современного горожанина. И киберпанк - это попытка найти новому миру и изменившемуся общественному сознанию адекватное отражение в литературе, чтобы даже нервный темп чтения соответствовал нервозности нашего бытия.

Гибсон, Рюкер, Кедри и другие поразили прежде всего тем, что просчитанное ими будущее оказалось не таким, как у их предшественников. В традиционной фантастике психологические ландшафты человеческой души всегда были понятны и узнаваемы, внутренний космос совпадал с упорядоченностью материального мира. Однако в центре внимания Гибсона статус кво кипящего котла информации, в котором возникают и распадаются узоры из фрагментов информации и человеческих взаимоотношений, начинают спонтанно развиваться системы искусственного интелекта, в лучшем случае воспринимающие человека как партнера.

И рождение глобального киберпространства, пространства информации снимает с повестки дня вопрос дальнейшей эволюции: и для людей - поскольку решен вопрос трансплантации органов, замена на высокоэффективные протезы, когда уже в сам мозг вживляются микропроцессоры, позволяющие стать частью киберпространства, и для самой информационной матрицы - поскольку компьютеры позволяют моделировать мир во всем богатстве его связей и лишь только гамма эмоциональных ощущений остается единственным связующим звеном с реальным миром.

Символом киберпанка стали зеркальные очки. (**) Сверкающее и притягивающее к себе отрицание. Отталкивающая независимость. Экран и защита от мира. Что за очками? Человек в себе.

Киберобщество воссоздается как бы из фрагментов себя самого, из тех непокорных верхушечек, которые торчат на аккуратно стриженом газоне. Поэтому неудивительно, что типичный герой киберпанка на проверку оборачивается антигероем - ибо свободная личность не может существовать в корпоративном, иерархическом обществе - как в "Фронтире" Шайнера или "Матрофаге" Кадри.

Новая волна в ее киберпанковом варианте оказалась предельно конденсирована, перегружена впечатлениями, спрессована в некие сгустки информации, зачастую повторяемые вновь и вновь. Текст, обильно уснащенный прилагательными, наречиями, пассивными лингвистическими конструкциями, среди которых растворяется нить повествования, такой текст имитирует гештальт - одновременное бытие многих сущностей.

Отсюда рождается понятие логической глубины произведения, а это значит, например, что если какая-то книга вам не понравилась, то это не только потому, что у вас определенные вкусы, но еще и потому, что у книги иной класс сложности. И тот сжатый, энергичный, конденсированный стиль, изобилующий символами реального мира, как нельзя удачней подходит стремлению киберпанка насытить, усилить логическую глубину своей прозы, показать вторжение техники будущего в жизнь современности.

Некоторые исследователи находят сходство киберпанка с поджанром ужасов. Но если здесь отражается драма физического состояния, то в киберпанке мы имеем дело с атакой на саму идею реальности этой драмы. Раздробленностью, фрагментацией привычных представлений создается не испуг, не боязнь, а страх перед ненадежностью, эфемерностью существования. Страх коренится в самом способе сохранения памяти об окружающем мире - прозрачном бытии электромагнитных импульсов. Страх этот не может завершится катарсисом, он не очищает, а обрекает на состояние хронического испуга оказаться выключенным из понятийного пространства и стать не физическим уродом, но все-таки калекой.

Проблемы компьютерного будущего, ужас перед монополией на информацию, культурная деволюция, расцвеченная - парадокс! - ярко индивидуальными стилями жизни, - киберпанк наметил вес и попытался его поднять. И... Что же?

Сегодня те, кто составил ядро писателей группировки, разошлись в разных направлениях, разрабатывая каждый свою "жилу", какой бы она ни была. Кулак разжался, пальцы растопырены.

Быть может, бунтари, замыслившие себя первооткрывателями, в который раз убедились в том, что никакие успехи сверхпроводной технологии и микроминиатюризации не меняют сущность человека, о котором, в принципе, все сказали еще древние греки?..

________________
(*) Нарождающийся новый класс Тоффлер назвал когнитариатом (производной от cognitive - "познавательный").
(**) В 1986 г. в США вышла антология киберпанка "Зеркальные очки" с предисловием-манифестом Брюса Стерлинга, где он отдал дань писателям, причастным к формированию мировоззрения киберпанка: Олафу Стэплдону с его философской прозой и социальной фантастике Герберта Уэллса, а также литературным наставникам, творцам "Новой волны" фантастики шестидесятых годов, - Харлану Эллисону, Сэмюэлю Дилэни, Норману Спинраду, Майклу Муркоку, Брайану Олдиссу и Джеймсу Балларду.
Категория: О киберпанке | 2011-06-28
     2312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]