Почему киберпанк не имеет массовой популярности? 6 вещей, которые отталкивают «непосвященных» от этого жанра
Несмотря на всеобщую компьютеризацию, литературный жанр «киберпанк» и его идеи не относятс...

Читать

Главные герои киберпанка. Искусственный интеллект (ИИ)
В этой статье мы поговорим об одном из главных героев Уильяма Гибсона (мэтра стиля киберпа...

Читать

Что будет после киберпанка (Часть 2)
Каким будет мир после киберпанка? Утильпанк, биопанк, нанопанк...

Читать
Главная » Публикации » Статьи » О киберпанке

Киберпанк - виртуальный ирокез

А все началось с того, что в 1983 году писатель Брюс Бетке написал рассказ о хакерах и решил придумать такое название, которое объединяло бы маму-анархию панков и материнские платы прыщавых компьютерщиков. Он преследовал самую простую цель: нужно было короткое, броское слово, которое надолго застряло бы в головах редакторов. И у него получилось. Застряло. Надолго. Это было слово "киберпанк".

Потом оно попалось на глаза Гарднеру Дозуа, редактору научно-фантастического журнала Айзека Азимова. В то же время другой Брюс, Стерлинг, издавал журнал Cheap Truth, где печатались молодые фантасты: Джон Ширли, Руди Рукер, Том Меддокс и, конечно же, сам Стерлинг. Они называли себя "Движение" и беспощадно стебались над гуру жанра. Несмотря на вполне денежную фамилию редактора, "Дешевая правда" бесплатно раздавалась всем желающим, не была защищена авторским правом и даже поощряла пиратство. Узнав о "Движении", Дозуа назвал их киберпанками и вслед за Бетке обеспечил себе место в зале вечности и славы. С тех пор Бетке задают один и тот же вопрос: "А как вы придумали слово "киберпанк"? Бедняга проклял все на свете и назвал себя "анти-киберпанком".

Теперь о том, с чего на самом деле начался киберпанк. Вначале была фраза: "Небо над портом напоминало телеэкран, включенный на мертвый канал". Так начинается роман Уильяма Гибсона "Нейромант", с публикации которого в 1984 году вирус киберпанка заразил весь мир. История о хакере, взламывающем "лед" корпораций, девушке-самурае Молли, "конструкте" Дикси и двух воюющих ИскИнах получила премии Хьюго, Небьюла, премию Филиппа Дика и Дитмар, чего не удостоилась прежде ни одна книга в жанре sci-fi.
"Начав писать, я на самом деле пытался сбацать какое-нибудь барахло, которое, как мне казалось, можно пристроить в какой-либо журнал", - утверждал Гибсон в 1986 году. Н-да... Сбацал.

Гибсону удалось проникнуть по ту сторону экрана монитора. То, что он там увидел, одновременно ужасало и погружало в экстаз. Пессимистическая атмосфера будущего и гнетущий урбан-пейзаж. В этом мире правит Система. У Гибсона это были могущественные корпорации. Хотя на самом деле это может быть что угодно. Система правит людьми, в буквальном смысле проникая в них, имплантируя им чипы в мозг и заменяя органы на протезы. Так люди становятся частью Машины. Это и есть "кибернетическая" часть киберпанка. И в этом его ужас.

Но, как всегда, найдется тот, кому на все это наплевать, кто всегда против. И это вовсе не положительный герой боевиков, герой киберпанка - это антигерой. Впрочем и это условность. Съешь красную таблетку - герой, синюю - антигерой. Когда нужно, наш герой может замочить кого-нибудь. Причем не всегда понятно кого: существо, наполовину состоящее из имплантантов, микросхем, протезов и прочего дерьма со свалки будущего. Половина человеческого, половина робототехнического. Но, в основном, киберпанк взламывает компьютерные системы корпораций, тот самый "лед". В этом весь кайф свободы. А свобода, как ни странно, в киберпространстве. Этот термин придумал тот же Гибсон. Для него "киберпространство" - это "галлюцинация, ежедневно переживаемая миллиардами легальных операторов по всему свету..." Это что-то вроде трехмерных картинок, проецируемых не на экран, а прямо в мозг. Свобода - в самом сердце машин, машины порабощают, и они же дают тебе свободу. Свободу раствориться в неизведанном, пьянящем мире. Свободу стать другим. Это и есть панковская часть киберпанка. И в этом его экстаз.

Все мы пытаемся куда-нибудь скрыться от проблем, скуки и боли. Иногда в одиночку, иногда поколением. Хиппи бежали в Индию, на природу, "в нирвану"; панки прятались в городских трущобах и на помойках. Киберпанки решили уйти в никуда. Они предложили собраться в месте, которого не существует. Не в клубе, не на улице. В месте, куда можно попасть отовсюду.

А еще киберпанк про то, как можно выжить в этом мире. Если техника ограничивает твою свободу, накладывает руки на твою жизнь, единственный выход - это овладеть техникой. Как ковбой на родео пытается усмирить быка, так и киберковбой пытается подчинить себе киберпространство.

Лучше всего мир киберпанка показан в фильме "Бегущий по лезвию бритвы" (Blade Runner) Ридли Скотта (того самого, который снял "Чужого", а сценарий для "Чужих 3" писал, кстати, Гибсон). Фильм не стал столь популярным, как "Нейромант". Когда фильму дали премию Хьюго, продюсер сказал, что, может, хоть теперь кто-нибудь его посмотрит. В любом случае, "Бегущий..." на пару с "Нейромантом" стали стереотипами в киберпанке, причем настолько прочными, что до сих пор многие отказываются принимать за киберпанк то, что не похоже на "Нейроманта" и "Бегущего...".

Киберпанк создавали люди из андеграунда, молодые, энергичные и бесстрашные. Эти люди не смирились с пределами, навязанными обществом, традициями и привычками. Это был их ответ на технические новшества, вырвавшиеся из военных лабораторий. Техника окружила человека, еще чуть-чуть, и она у тебя внутри. Компьютеры уже стали обычным явлением, но мир с той стороны монитора пугал, как все новое и, как все новое, манил.

Два разных мира, которые соединил человек, ни хрена не разбиравшейся в компьютерах. Смешно представить, но Гибсон написал "Нейроманта" на печатной машинке "Гермес" 1927-го года выпуска. А идея пришла ему в голову, когда он наблюдал за детьми, игравших в видеоигры. В их глазах отражались огоньки экрана, проблески нового мира, который Гибсону удалось разглядеть и описать.

Позже он сравнивал увлеченные беседы о компьютерах с разговорами о наркотиках. "Все, что я знаю о вирусных программах, я почерпнул из разговора двух девушек-программисток, которые раньше работали на Пентагон. ...Они сидели в баре, и одна из них сказала что-то о вирусных программах. Я спросил: "А что это такое?", на что она ответила: ну, так-то и так-то. А я и говорю: "Никогда о таком не слышал. Никогда даже не встречал ничего подобного в научной фантастике". Так что я просто взял это с собой домой и вроде как раскрутил.

...Если бы я вправду знал хоть что-нибудь о компьютерах, то сомневаюсь, что мне удалось бы сделать вообще хоть что-то. О компьютерах я узнавал из рекламы. То есть имеются в виду не реальные компьютеры фирмы "Эппл", а то, как "Эппл" преподносит эти компьютеры публике. Это действительно сексуально..."

К 1984 году, когда вышел "Нейромант", компьютеры, компьютерные игры стали уже обычным делом; графика и звук приятно радовали глазные нервы и ласкали слух, Сеть постепенно обрастала информацией. Появились загадочные личности с красными глазами, помешанные на компьютерах; кое-кто уже потихоньку начала ковырять защиту корпораций. И тут выходит "Нейромант", который дал этим людям новую философию, написал о том, чем они начали жить. Эти люди стали называть себя киберпанками. Потом и все остальные стали называть их киберпанками, начиная с масс-медиа. Появилось понятие субкультуры киберпанка, к которой относятся хакеры, крэкеры, фрики...

С момента, как дешевая правда киберпанков стала приносить деньги, авторы, некогда стебавшиеся над авторитетами, сами стали гуру жанра, поэтому им перестали доверять. Стерлинг сказал: "Когда ты становишься гуру, то это слегка шокирует. Вообще-то, стать гуру не труднее, чем перевернуться с боку на бок. Но чего может достичь гуру? Кто ему поверит, даже если он будет проповедовать свои идеалы до потери сознания?" "Движение", по словам Стерлинга, свалилось в самостоятельно вырытую яму.

Идеи киберпанка вышли из узкого круга писаталей-фантастов и обрели популярность, после чего стали говорить о смерти киберпанка. Ни одно из направлений научной фантастики не было так популярно, и, возможно, поэтому не умирало так быстро. Все стали называть себя киберпанками. Киберпанк превратился в хороший маркетинговый ход.

Хотя не все, конечно, согласны со смертью киберпанка. Некоторые считают, что киберпанк просто растворился в повседневности, стал частью обычной культуры, и его нет просто потому, что он повсюду. Ученые работают над созданием виртуальной реальности и трехмерных компьютерных интерфейсов. Хакеры взламывают Майкрософт. Однажды в Германии арестовали группу хакеров, которые пытались передать через Интернет какую-то информацию КГБ. Один из них, как выяснилось, оказался серьезным фанатом Гибсона и был одет в черную кожу (как положено киберпанкам). Люди, назвавшие себя киберпанками, начали борьбу против попыток американского правительства контролировать кодирование информации. Появились киберпанковские журналы, типа Mondo 2000, Boing Boing и Wired. На смену милому и доброму девизу хиппи: "Занимайтесь любовью, а не войной" пришел менее романтический: "За свободу информации". Но, возможно, более актуальный.

Как бы там ни было, Гибсон, Стерлинг, Ширли, Шайнер и Рукер останутся киберпанками навсегда. "Киберпанк будет жив, пока не похоронен последний из нас. Демографы предполагают, что это займет какое-то время, - сказал как-то Стерлинг. - Именно на наших пяти надгробьях будет высечено: "Киберпанк". Публичные отречения бесполезны, пользы от них никакой. Даже если мы изменим нашу жизненную и писательскую философию, даже если мы примем мусульманство, то мы все равно не сможем смыть это клеймо.

...Но 90-е не принадлежат киберпанку. Мы будем работать, но "Движения" больше не существует, даже собственно "нас" больше не существует. 90-е принадлежат новому поколению, выросшему в 80-е. Удачи вам. Я не знаю, кто вы, но я знаю, что вы существуете. Вставайте на ноги, ловите момент. Танцуйте на столах. Пытайтесь добиться успеха, это возможно. Я знаю. Я там был."

Источник: www.xakep.ru
Категория: О киберпанке | 2011-07-03
     1841 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]