Почему киберпанк не имеет массовой популярности? 6 вещей, которые отталкивают «непосвященных» от этого жанра
Несмотря на всеобщую компьютеризацию, литературный жанр «киберпанк» и его идеи не относятс...

Читать

Главные герои киберпанка. Искусственный интеллект (ИИ)
В этой статье мы поговорим об одном из главных героев Уильяма Гибсона (мэтра стиля киберпа...

Читать

Что будет после киберпанка (Часть 2)
Каким будет мир после киберпанка? Утильпанк, биопанк, нанопанк...

Читать
Главная » Публикации » Статьи » О киберпанке

Реальность киберпанка

Даже в чопорную Британскую энциклопедию попало определение киберпанка - поджанра научной фантастики, характеризующегося контркультурными антигероями, действующими в дегуманизированном, высокотехнологическом мире грядущего.

Но еще занятнее, что один из авторов этого рода литературы, также удостоившийся персональной статьи в «Британнике», а кроме того, виднейший киберпанковый теоретик, Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), написал следующее.

«Побывав недавно в Москве, я почувствовал, что попал в мир «Нейроманта». Повсюду уличные самураи, сомнительные парни с уголовными связями, а жизнь людей контролируют полукриминальные многонациональные организации и компании. Прежний порядок повсюду лежит в руинах, люди все растаскивают и все продают, но никто, похоже, не стремится работать и что-то производить. Все хотят легких денег. Они думают: прибыль - это воровство, процветание - это воровство; они думают: воровство - это и есть экономика. Это поразительно! Но это существует в реальности».

Написано хлестко. И не без оснований. Так что давайте взглянем, что же такое киберпанк и как он соотносится с реальностью. Тема-то не чужая.

Итак, киберпанк. Первопроходцем данного жанра называют афроамериканского, склонного к сексуальным экспериментам писателя-фантаста Сэмюэля Дилэни (Samuel R. Delany). На мой взгляд, самыми интересными у него являютcя книги, посвященные природе языка, соотношению между словом и мышлением, прежде всего «Babel-17» (1966). Сохранивший в своем имени память об Алголе-60 и Фортране-IV, этот роман и сегодня не кажется устаревшим. Однако критики считают большей заслугой Дилэни то, что он показал мир грядущего, заселенный не только учеными и техниками, воспитанными в викторианских традициях, но и уголовниками, бомжами, шлюхами, на древность достойных профессий которых не влияют звездолеты и роботы.

Слово «cyberpunk» впервые появилось на свет в критических статьях вышеупомянутого Брюса Стерлинга. Но подлинное возникновение жанра связывают с выпуском в свет романа Уильяма Гибсона «Neuromancer» (1984). Смесь панковского цинизма и кибернетики обогатила культуру образом cyberspace, киберпространства. Под этим термином понимается смоделированная на компьютере реальность, отображающая природу и структуру информации.

Гибсон не первый, кто писал об информатизированном обществе или о киберпреступлениях. Но в его романах взломом баз данных занимались не сумасшедшие гении (mad scientists) Золотого века научной фантастики и не возжаждавшие наживы и ставшие на путь преступления профессионалы, а юноши, более похожие на малолетних уголовников или на не нашедших себя в жизни нестарых ветеранов неправых войн.

В этом «киберковбоям» (еще одно изобретение Гибсона) помогают аудиовизуальные трехмерные, а то и полносенсорные интерфейсы. В этом безусловная заслуга писателя - показать, что даже компьютерное преступление говорит не о технических знаниях, но об уголовных склонностях. Средства же для их реализации охотно предоставляет технологическая цивилизация. Ведь ее плодами всякий пользуется в меру своей испорченности.

Может, я ошибаюсь, но похоже, что в России с творчеством Гибсона лучше знакомы любители фантастики, а не специалисты ИТ-отрасли. Возможно, это связано с тем, что сам Гибсон - писатель, а не компьютерщик. Свой первый роман он писал на старенькой пишущей машинке, а не на PC.

Конечно, вряд ли правомерно упрекать писателя за допущенные технические ошибки. Даже когда в его романе «Mona Lisa Overdrive» (1988) шпионский Искусственный Интеллект размещают в тех блоках компьютерного гида, в которых должен был храниться весь Шекспир вкупе с Диккенсом, то есть в таком объеме памяти, в который не влезет ни одно мало-мальски умелое мультимедийное приложение…

Куда занятней социальные ошибки. Например, в том же романе один из антигероев (положительных в киберпанке не бывает) добивается власти, влияния, денег, получив доступ к компромату, собранному Искусственным Интеллектом. А вот это исключено. Во вселенной киберпанка власть принадлежит не демократически избранным правительствам, а транснациональным корпорациям, плюющим на порядки и законы и ведущим между собой истребительные войны.

Разумеется, что общественного мнения в таком мире быть не может. Следовательно, огласка любого из предосудительных поступков любого из сильных мира киберпанкового повредить ему ну никак не может.

Шантаж ведь тоже требует метасистемы из малокоррумпированной прессы и малокоррумпированных правозащитных органов. В противном случае можно знать очень много о чьих-то грешках, но никаких последствий из этого не проистечет.

Так что в мире киберпанка (напомню, что самый видный его теоретик отождествил с ним российскую действительность) компрометирующая информация оружием не является. Здесь есть лишь одно право - Faustrecht (кулачное право - нем.), и здесь понимают только один довод - ultima ratio regis. Общественное мнение, четвертая власть и прочая мишура - здесь лишь иллюзии, виртуальная фата-моргана.

>напечатано в компьютере в апреле 2002 г.
Категория: О киберпанке | 2010-02-26
     1812 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]