Почему киберпанк не имеет массовой популярности? 6 вещей, которые отталкивают «непосвященных» от этого жанра
Несмотря на всеобщую компьютеризацию, литературный жанр «киберпанк» и его идеи не относятс...

Читать

Главные герои киберпанка. Искусственный интеллект (ИИ)
В этой статье мы поговорим об одном из главных героев Уильяма Гибсона (мэтра стиля киберпа...

Читать

Что будет после киберпанка (Часть 2)
Каким будет мир после киберпанка? Утильпанк, биопанк, нанопанк...

Читать
Главная » Новости

История киберпанка в играх

Эволюция жанра киберпанк в видеоиграх
Близкий релиз потенциально прекрасной Deus Ex: Human Revolution предоставляет отличный повод поговорить об эволюции жанра киберпанк в видеоиграх и вспомнить о его наиболее видных представителях, вышедших в последние двадцать лет.

Neuromancer
Neuromancer
Вероятно, первой киберпанк-игрой стал вышедший в 1988 году квест Neuromancer, созданный по одноименной книге Уильяма Гибсона («Нейромант»). Несмотря на то, что игра лишь отдаленно следовала сюжету первоисточника, в ней были достаточно достоверное отображены основные реалии романа: магазины по продаже искусственных органов, различные манипуляции с «деками» (так здесь называются компьютеры) и выход в киберпространство, называемое «Матрицей».


Snatcher
Snatcher
В том же 1988 году на свет появилась одна из первых игр будущего гения абсурдистских шпионских боевиков — квест Snatcher от создателя серии Metal Gear Solid Хидео Кодзимы. Как и всякая игра от Кодзимы, Snatcher обладал великолепным сюжетом, полным интриг, подстав, предательств, ложных ходов и прочих детективных штучек. Антураж в основе своей практически полностью списан из книги «Бегущий по лезвию» Филипа Дика, это чистый, дистиллированный киберпанк.


Syndicate
Syndicate
В 1993 году на консолях (SNES и Mega Drive) и PC вышла стратегия в киберпанковском стиле Syndicate, в 1996 — ее продолжение Syndicate Wars (PC, PSone): две игры, по праву считающиеся классикой киберпанка. Будущее, мир разделен между несколькими корпорациями, на стороне одной из которых выступает игрок. Впечатляющий выбор оружие, разнообразие миссий, продуманный баланс, а главное — великолепная, истинно киберпанковская мрачная атмосфера — делают прохождение этих игр интересным и сегодня.


System Shock / System Shock 2  
System Shock / System Shock 2
System Shock (1994)/ System Shock 2 (1999). В 2072 году, когда на Земле были исчерпанны практически все ресурсы, корпорация TriOptimum начала разработку специальных орбитальных станций, предназначенных для добычи ресурсов на других планетах. Главный герой, виртуозный хакер, должен остановить взбунтовавшийся искусственный интеллект SHODAN, который взял под свой контроль одну из станций, персонал превратил в подручных чудищ-мутантов, а бурильный луч станции собирается использовать для уничтожения Земли. Протагонист (на чьих плечах лежит вина за бунтарство SHODAN) должен остановить ИИ, используя свое умение проникать в киберпространство, свободно бродя по палубам станции (полностью трехмерным) и сражаясь с мутантами (спрайтовыми). Серия гениальных, на 100% киберпанковских игр с интересной историей, отличной графикой и геймплеем, совмещающим элементы RPG и FPS. Игры были обласканы критикой, но провалились в продажах. Что, впрочем, не помешало им занять почетное место в золотом фонде произвдений в стиле киберпанк.


Cyberia / Cyberia 2: Resurrection  
Cyberia
Cyberia (1994)/ Cyberia 2: Resurrection (1995). Не вполне соответствующие духу и каноноу киберпанка игры, обладающие зато самым что ни на есть киберпанковским названием (правильно оно читается как «Сайберия»). В Сибири производят некое мощное оружие, которым хотят завладеть преступные синдикаты, главный герой бывший зек Зак должен их остановить. Игра совмещала в себе элементы action, adventure и puzzle. Вторая часть получилась довольно посредственной и внимания по большому счету не заслуживает.


Burn: Cycle
Burn: Cycle
Burn: Cycle (1995). Видеоквест с жутковатым видеорядом, вышедший на жутковатой платформе Philips CD-I, рассказывает о подхватившем смертельный вирус хакере, преследуемым к тому же агентами взломанной им мегакорпорации. У него есть ровно два часа на то, чтобы найти противоядие и разобраться, кто за всем этим стоит — в углу экрана в реальном времени тикает таймер.


I Have No Mouth And I Must Scream
I Have No Mouth And I Must Scream
I Have No Mouth And I Must Scream (1995, PC). Еще один квест на околокиберпанковскую тему с названием как у молодежного фильма ужасов. Виртуальным миром владеет компьютер, уничтоживший все человечество и потехи ради оставивший в живых всего пять человек (среди них мужчина, убивший собственных жену и тещу; врач-нацист, в свое время проводивший бесчеловечные эксперименты над евреями; афроамериканка, подвергнувшаяся нападению и изнасилованию; влюбленный в нее мужчина и спецназовец в отставке, которого компьютер сделал похожим на обезьяну). Суперкомпьютер устраивает для пятерых постоянные жуткие испытания, таким образом развлекаясь: помещает их во всевозможные, как бы мы сейчас выразились, «сеттинги»: к демонам, фашистам, религиозным фанатикам и проч. Настоящий арт-хаус от компьютерных игр. В продажах, разумеется, также с треском провалившийся.


Shadowrun
Shadowrun
В 1996 году на консолях вышла впоследствии ставшая культовой Shadowrun — RPG, основанная на одноименной серии книг (изданных, кстати, и в России) с весьма специфическим сюжетом: в будущем с человечеством произошли радикальные генетические изменения, в результате которых они разделились на гномов, орков, эльфов и обычных людей; в мире появилась магия, а правящие земным шаром мегакорпорации и бандитские кланы привлекают к исполнению своих заказов так называемых «шэдоуранеров» — специалистов в магии, компьютерных взломах и тяжелых вооружениях. Любопытный сплав фэнтези- и киберпанк – элементов, симпатичная action-RPG в традиционном PC-стиле, в 2007 году получившая значительно менее успешное продолжение для Xbox 360 в жанре action.


Blade Runner
Blade Runner
Blade Runner (1997, PC). Культовый киберпанк-квест, созданный на основе культового киберпанк-фильма, снятого на основе культовой киберпанк-книги. Так же как и фильм не во всем следует книге-первоисточнику, так и игра отличается от фильма — несмотря на то, что сценарий для нее писал тот же сценарист, что и для кино, игре достался собственный главный герой с меняющейся от прохождения к прохождению биографией и множество разных финалов, заставляющих проходить игру снова и снова.


Ghost in the Shell
Ghost in the Shell
Ghost in the Shell (1998). Созданная по мотивам одноименного (и, как большинство вещей в нашем сегодняшнем списке, тоже культового) аниме видеоигра для PSone, посвященная управлению футикомы — полуразумного танка под командованием героини оригинального мультфильма майора полиции Мотоко Кусанаги. Геймплей был выстроен вокруг возможности танка карабкаться по стенам, а запомнилась игра, помимо впечатляющей графики и драйвого экшена, анимационными вставками высочайшего уровня от знаменитой студии Production I.G.


Bio F.R.E.A.K.S.
Bio F.R.E.A.K.S.
Bio F.R.E.A.K.S. (PSone, Nintendo 64). Кто бы мог подумать, что в жанре киберпанк возможен даже файтинг — в этой неказистой трехмерной игре начиненные кибернетическими технологиями люди и мутанты сходятся в поединках на потеху непритязательной публике будущего. Америка поделена на восемь регионов, каждый из которых находится под контролем одной из мегакорпораций. Все конфликты решаются на арене, где каждая из корпораций выставляет своего лучшего бойца – киборга, собранного по последнему слову техники. Игра, конечно, проходная и совершенно не заслуживающая внимани, но… файтинг в стиле киберпанк!


Deus Ex / Deus Ex: Invisible War 
Deus Ex / Deus Ex: Invisible War
Deus Ex (2000, PC)/ Deus Ex: Invisible War (2003, PC, Xbox). Компьютерная игра, ставшая для киберпанк-видеоигр примерно тем же, чем стал Fallout для игр постапокалиптических: эталоном, а где-то даже и иконой. Deus Ex поднимает сложные темы анархизма, свободы совести, борьбы с тоталитаризмом во всех его проявлениях; игровой процесс завязан на активном использовани имплантантов, а сюжет подталкивает к неоднократным прохождениям. На фоне революционной первой вторая часть выглядела несколько разочаровывающей, хотя и могла похвастать весьма впечатляющей графикой и множеством новых способностей главного героя.


Код доступа: Рай
Код доступа: Рай
«Код доступа: Рай» (PC, 2002) — первая отечественная киберпанк игра, сделанная в жанре стратегии с элементами RPG, создатели которой, зеленоградская студия MiST Land (ныне переименованная в GFI Russia) признаются, что черпали вдохновения в романах классиков киберпанка Уильяма Гибсона и Филипа Дика. Наверное, поэтому в игре присутствуют все классические атрибуты жанра: глобальная сеть, искусственный разум, контролирующий «рай на земле», и решительный хакер, узнавший зловещую правду. Чуть позже к игре были выпущены приквел: «Власть закона», коренным образом от оригинала не отличавшийся.


В материала упомянуты лишь наиболее видные и оставившие заметный след представители интерактивного киберпанка, однако следует иметь в виду, что это направление в научной фантастике оказало серьезное влияние на современные кино и видеоигры, и отдельные его элементы встречаются в огромном множестве произведений массовой культуры (среди которых фильмы и игры серий RoboCop, Terminator, Aliens, Matrix и многие другие). Киберпанка в чистом, неразбавленном виде сегодня осталось крайне мало — почти все, что можно было сказать на эту тему, уже сказано. И выходящяя скоро Deus Ex: Human Revolution являет собой редкий пример игры, соответствующий всем канонам жанра, а потому на нее поклонники киберпанка возлагают большие надежды.

Источник: gamer.ru

Игры|      3356 | Добавил: admin | Теги: Shadowrun, Cyberia, Neuromancer, Burn: Cycle, Blade Runner, I Have No Mouth And I Must Scream, Snatcher, System Shock, Syndicate | Дата: 2011-08-22
Новости по теме:
Всего комментариев: 3
1   [Материал]
опечатка !!!
Quote
Уильяма Гибона
за такое и хакнуть могут.

3   [Материал]
спасибо, исправил! да, самому не по себе, за такую опечатку

2   [Материал]
сюжет игры Burn: Cycle соответствует фильму Повелители сети 1998 года. Но фильм, прямо скажу, недодуман.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]