Уильям Гибсон. О возникновении «киберпространства» | |
Вот увлекательный отрывок из интервью с Гибсоном: Ведущий Откуда взялось киберпространство? Уильям Гибсон: Я болезненно осознавал, что у меня не было арены для моей научной фантастики. Космический корабль уже долго был той ареной, где происходили действия фантастических сюжетов, например у таких авторов как Самуэль Делани. Но интуитивно я ощущал, что космический корабль не для меня. Из некоторых интервью Балларда я знаю о том, что он ощущал тоже что и я. Он принял решение рассматривать Землю как чужую планету, а людей своими собратьями, как будто они были пришельцами. Но опять, я понимал, что мне это не подходит. Я знал, что не смогу оперировать в чисто Балладинской Вселенной. Так мне было нужно что-то, чтобы смогло бы заменить космос и космический корабль. Я шел по окрестностям Ванкувера, держа в голове данную необходимость, и помнится, проходя мимо игровых автоматов, в то время это был новый вид бизнеса, я увидел детей, играющих в эти старомодные консольные видеоигры. Игры были очень примитивными в плане графического представления пространства и перспективы. В некоторых даже не было перспективы, но было стремление к перспективе и размерности. Даже в этой самой примитивной форме, дети, которые играли в них, принимали такое сильное физическое участие, что мне казалось, что они хотели быть внутри игры, внутри пространства, создаваемого машиной. Реальный мир исчез для них, он полностью утратил свое значение. Они были в том воображаемом пространстве, которое предоставляла им консоль, этот дивный новый мир. Все компьютеры, которые я видел в те времена, были размером со стену сарая. И вот в один день, я проходил мимо автобусной остановки и увидел плакат фирмы Apple. На плакате была изображена рука бизнесмена с аккуратно застёгнутой манжетой рукава, держащая в натуральную величину компьютер, который был не намного больше, чем сегодня ноутбук. Каждый будет иметь такую вещь, подумал я, и все захотят жить в них. И каким-то образом я догадался, что воображаемая реальность позади экранов компьютеров будет одной вселенной. Ведущий И в этот момент Вы поняли что эта Ваша арена? Уильям Гибсон: Я почувствовал, что она будет соответствовать моим требованиям, и я знал, что там можно будет делать такие вещи, которые я даже не способен себе ещё представить. Но ещё одной моей необходимостью было – придумать классное название этой арене, потому что без хорошего название ничего не получилось бы. Поэтому первое, что я сделал, это сел с желтым блокнотом и ручкой Sharpie и начал строчить: информационные пространства, пространство данных... Я думаю, что получил слово «киберпространство» с третьей попытки, и я подумал: О, это действительно странное слово. Мне понравилось, как оно ощущается при произношении во рту, я думал: оно звучит так, как будто означает что-то, но при этом оставаясь по существу внутри пустым. Теперь у меня были - непонятный неологизм, очень расплывчатая цепь ассоциаций между рекламой Apple на остановке, детьми, играющими в видеоигры, и что-то, что я слышал от некоторых личностей из Сиэтла, которые увлекались неким «Интернет». Последнее было одной из наиболее утомительных и технически скучных вещей, о которых мне доводилось слышать. Звуки любительского радио казались более захватывающими. Но я понял, что, вы можете отправлять сообщения через нее, как через телеграф. Я также знал, что это началось как проект поиска возможностей общения на случай реальной этой чертовой ядерной войны. Я сделал из моего неологизма и этой цепочки непонятных ассоциаций кусок прозы, просто чтобы посмотреть, на что получится. Но у меня не было концепции с чего должно всё начинаться. Я думаю, что неологизм и вся запутанность основной идеи были важными вещами. Я составил целый букет событий и вещей, которые могли случиться в киберпространстве, и так я заполнил мою смысловую пустоту в этом неологизме. Но так как вскоре реальный мир пришел вместе со своим реальным киберпространством, эти идеи просуществовали недолго. Зато сам неологизм «прожил» очень долго. Перевод: cyberpunkworld.netПо материалам: io9.com | |